Новости фотографии

18.10.2011

«Время Платонова. Борис Игнатович»


24 октября—27 ноября 2011
Государственное бюджетное учреждение культуры
«Самарский областной художественный музей»
г.Самара, ул.Куйбышева, 92

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ НОВАТЭК

Борис Игнатович (1899-1976) – один из пионеров советского авангарда 20-30-х годов, стоящий в одном ряду с Родченко, Маяковским, Эйзенштейном, Лисицким, Дейнекой. В фотографию он пришел из журналистики, будучи уже сложившимся зрелым человеком. В 1922-25 годах он заведовал редакциями популярных юмористических журналов «Смехач», «Дрезина», «Бузотер», а затем в течение двух лет работал бильдредактором крестьянской газеты «Беднота», на страницах которой регулярно появлялись его снимки («Первая кинопередвижка», «Обед в коммуне», «Сортировка зерна», «В красном уголке»).

Игнатович создавал визуальный образ времени, о котором писал его современник Андрей Платонов, блестящий представитель литературного авангарда. Однако если на фотографиях Игнатовича ощущается вера в будущее страны и человека, то в философских антиутопических текстах Платонова уже в 1920-е о надежде на это будущее не было ни слова.

                                                                                                3973.jpg

К 1930-м годам Игнатович уже фотограф с именем, и его снимки постоянно печатаются в журналах «Советское фото», «Огонек», «Прожектор», «Радиослушатель». Его репортажи ярко передавали дух и пафос эпохи, в которой сильные люди и мощные машины строили новую страну. Однако это были не просто документальные фотографии, но совершенно особый, новый взгляд на окружающую действительность – острые ракурсы, крупные планы деталей, «косая» композиция и «плотная упаковка» кадров отличают стиль Игнатовича. На знаменитой фотографии «У входа в Эрмитаж» (1931) на первом плане деталь фигуры атланта дана так крупно, что меняет фокус зрительского взгляда и восприятие архитектурного пейзажа. На снимке «Освобождаемся от иностранной зависимости» (1930) в центре композиции рука с гаечным ключом, становящаяся метафорой волевого усилия рабочего класса.

В середине 1930-х годов Игнатович, вместе с Родченко, Лангманом, Грюнталем и другими, претерпел обвинения в формализме и искажении действительности «формально-эстетскими канонами композиции кадра». В годы Великой Отечественной Войны Игнатович продолжал снимать, и его фотографии для журнала «Боевое знамя» стали классикой военного фоторепортажа.

Источник: Московский Дом фотографии

Возврат к списку









© Copyright PhotoRange