История фотографии

18.06.2012

Ева Бесньо – два века поиска и борьбы

В ряду знаменитых венгерских фотографов имя Евы Бесньо, стоит не на первом месте. Однако женщина-мастер, названная гранд-дамой голландской фотографии, создавала снимки, которые имеют не меньшую историческую ценность, чем работы Роберта Капа или Андре Кертеша.

Родившаяся в 1910 году, Ева воспитывалась в еврейской семье. Ее отец, Бернат Бесньо, адвокат по профессии в 1944 году погиб в Освенциме, мать пережила эту трагедию и скончалась в 1981 году, не дожив двух лет до столетнего юбилея. Они дали Еве образование, но не смогли убедить продолжить его в дальнейшем – ее уже манило искусство фотографии.

В 1928 году она пришла в студию Йожефа Печи, известного фотографа и портретиста, чтобы в течение двух лет быть его учеником. Из мастерской она вышла со свидетельством об окончании и твердым желанием стать профессионалом. Отличное знание не только венгерского, но и немецкого языка пригодилось, когда Ева в 1930 году переехала в Берлин, который в это время был пристанищем художников и интеллектуалов. На родине тем временем распространялись идеи фашизма, которые делали жизнь евреев небезопасной.

Лаборант в студии рекламного фотографа, затем фотокорреспондент – снимая по заданию, Ева всегда находила время для того, чтобы снимать то, что интересовало ее, как художника. В это время ее окружают такие люди, как Роберт Капа, Йорис Ивенс и Ласло Мохой-Надь. Общение со свободными художниками приводит ее в марксистские кружки и на постановки Эрвина Пиксатора – немецкого театрального режиссера и коммуниста. Ева открывает собственную студию и становится независимым фотографом. Карьера на взлете, к молодой художнице приходит успех, однако, в Германии растут национал-социалистические настроения и ей приходится покинуть Берлин и отправиться в Голландию.

В Амстердаме она работает в различных областях: фоторепортажи, архитектура, фотопортреты, мода и очень много работает. Вскоре набирается достаточное количество материала для выставки в галерее Van Liert, которая делает ее в одночасье знаменитой. Молодая женщина принимает участие в акциях протеста против Олимпиады 1936 года в Берлине, является организатором выставки «Фото-37».  Вторжение немцев в 1940 году и еврейское происхождение заставляют Еву скрываться под чужим именем.

После окончания войны она целиком погружается в идею гуманизма и воплощает ее в собственных работах, объединенных в результате в выставку «Семья человека», прошедшую в 1955 году. В 70-х годах она принимает участие в движении феминисток «Долле Мина» и выходит на улицы, требуя равноправия для женщин и снимая акции на камеру. В 1980 году королева Нидерландов подарила ей рыцарство, которое Ева отклонила.

Всю жизнь Ева Бесньо находилась на грани внутреннего конфликта. Мать двоих детей, жена, она искала равновесие между жизнью в семье и реализацией себя как художника. Умерла фотохудожница в декабре 2002 года, оставив после себя множество работ, и несколько персональных выставок в музеях и выставочных залах Амстердама. Последняя выставка открылась в 2012 году в галерее Jeu de Paume в Париже .


Возврат к списку









© Copyright PhotoRange