История фотографии

22.05.2012

Не безразличный

Обнаружив в родословной какой-либо известной персоны русские корни, мы испытываем гордость. Не важно, в какой профессиональной деятельности к человеку пришла известность: в актерской среде, в мире технологий или искусства. Главное, что Россия может гордиться целой плеядой знаменитостей, фактически являющихся ее детьми. Среди таких талантливых «детей» не последнее место занимает фотограф, кинорежиссер и художник Ман Рэй. Американец с русскими корнями, настоящее имя которого Эммануэль Радницкий. На его могиле эпитафия: «Равнодушный, но не безразличный».
may.jpg
Появившись на свет в XIX веке (27 августа 1890 г.), сын еврейских эмигрантов через некоторое время очутился в Нью-Йорке. Там, ощутив на себе проявления антисемитизма и дискриминации по этническому признаку, семья сменила фамилию. Эмиль превратился в Мана, взяв за основу нового имени собственное прозвище «Мэнни».

Судьба дала мальчику шанс и он, не смотря на то, что его семья занималась швейным делом, вложил весь свой творческий потенциал в изучение искусства в Нью-Йорке. Ман Рэй, обучаясь в школе для мальчиков, активно посещал частные музеи, изучал работы художников и чувствовал в себе потребность покорить этот мир. Очевидно, благодаря творческому зуду, будущий мастер не стал архитектором, а посвятил себя рисованию. У юноши появилась домашняя студия, которую ему организовали родители и первые заказы на создание иллюстраций для компаний Манхэттена. Иллюстрирование помогало в финансовом плане, картины для души молодой человек писал в свободное время. В работах просматривались черты авангардизма, но собственный стиль появился лишь после обучения в школе Феррер. С этого момента происходит становление Ман Рэя, как художника.

Серьезное увлечение фотографией появилось с 20-х годов ХХ века, после переезда в Париж. Следующие 20 лет художник создавал фотографии-портреты, на которых запечатлены известные люди того времени, в обществе которых проходила его жизнь: писатель Джеймс Джойс, французский драматург Антуан Арто, художница Бриджит Батэ Тиченор и др. Его первая фотовыставка в 1925 году была организована совместно с художниками сюрреалистами: Пабло Пикассо, Андре Массоном, Максом Эрнстом и Жоаном Миро. Простое желание фотографировать собственные рисунки и полотна привело Ман Рэя к признанию.

Работы фотографа не имели коммерческого успеха, но были бесценны с точки зрения становления искусства фотографии с помощью смелых технических экспериментов в виде соляризации, динамической обрезки и фотограммы (райографии) для получения необычных эффектов. Новаторские приемы помогли мастеру раскрыть важность использования света и тени на снимке, которые не менее важны, чем объект съемки.

Ман Рэй создал серию великолепных снимков в стиле «ню» с художницей Мерет Оппенгейм и другие работы, основанные на человеческой привлекательности, эротизме и сексуальности. Ему принадлежит целая серия фоторабот, посвященных моде и жизни знаменитостей 20-30-х годов двадцатого столетия. Следующим этапом творчества Ман Рэя было увлечение созданием короткометражных фильмов, в одном из которых («Антракт» 1924 г.) есть эпизод с самим художником. В 40-х годах мастер преподавал живопись и фотографию.

Умер Ман Рэй 18 ноября 1976 года в Париже. Значимость его работ была отмечена в 1999 году журналом ARTnews, назвавшем фотографа одним из 25 самых влиятельных художников в мире, живших в ХХ веке.


Возврат к списку









© Copyright PhotoRange